Нецелевое использование средств некоммерческими организациями
Российское законодательство очень поверхностно регулирует использование целевых средств, часто в нем отсутствуют четкие определения многих понятий, а практика в данной области не всегда дает ответы на возможные вопросы.
Понятие целевого поступления
Законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях не дает прямого определения целевых поступлений.
Тем не менее, в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — «Налоговый кодекс») в п. 2 статьи 251 в качестве целевых поступлений применительно к некоммерческим организациям называются поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, безвозмездно поступившие от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Таким образом, именно приведенное выше определение может рассматриваться как дающее понятие целевого поступления для некоммерческой организации.
Формы целевых поступлений
Российское законодательство не содержит какого-либо перечня форм, в которых могут быть осуществлены целевые поступления, но, исходя из смысла положений статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — «Закон о некоммерческих организациях»), можно сделать вывод о том, что целевыми поступлениями может являться все то, что может входить в состав имущества некоммерческой организации.
Согласно положениям статьи 25 Закона о некоммерческих организациях в состав имущества некоммерческой организации могут входить:
а) здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь (в собственности или в оперативном управлении);
б) земельные участки (в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации);
в) денежные средства в российских рублях и иностранной валюте;
г) ценные бумаги и иное имущество.
Отдельно регулируется вопрос о форме целевых поступлений в целевой капитал, правом на создание которого некоммерческие организации наделены в соответствии со статьей 25 Закона о некоммерческих организациях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — «Закон о целевом капитале некоммерческих организаций») под целевым капиталом понимается сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности самой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.
Как следует из приведенного выше определения и положений Закона о целевом капитале некоммерческих организаций, единственной формой поступлений в целевой капитал некоммерческой организации являются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте.
Источники целевых поступлений
Законодательство устанавливает следующие основные источники формирования имущества некоммерческой организации:
а) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) некоммерческой организации;
б) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
в) другие не запрещенные законом поступления.
Поскольку действующее законодательство о некоммерческих организациях не содержит прямого указания на специальный перечень источников целевых поступлений некоммерческих организаций, указанные выше источники формирования имущества некоммерческой организации для целей настоящего меморандума могут рассматриваться в качестве источников целевых поступлений.
Перечень источников целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности может быть конкретизирован с учетом положений статьи 251 Налогового кодекса, которая для целей налогообложения относит к таковым, помимо прочего:
а) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
б) поступления по завещаниям в порядке наследования;
в) поступления от финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
г) поступления средств и иного имущества, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
д) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
е) поступления на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Законом о целевом капитале некоммерческих организаций;
ж) поступления, полученные некоммерческими организациями-собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом о целевом капитале некоммерческих организаций;
з) поступления, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом о целевом капитале некоммерческих организаций.
Нецелевое использование (расходование) полученных средств
Действующее законодательство не содержит определения нецелевого использования (расходования) средств.
Однако, исходя из положений российских законов, включая, помимо прочего, п. 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, который содержит положение о том, что одной из форм государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций является осуществление уполномоченным на то государственным органом контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что нецелевым использованием средств может считаться использование средств на цели иные, нежели прямо предусмотренные учредительными документами некоммерческой организации, а для иностранных некоммерческих неправительственных организаций — на цели, не соответствующие заявленным целям и задачам.
Также следует отметить, что, исходя из положений Закона о целевом капитале некоммерческих организаций и положений статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств также может считаться их использование не в соответствии с назначением, определенным лицами, их предоставившими.
Согласно письму УФНС по г. Москве от 2 августа 2006 г. № 21-11/68265 и письму УФНС по Московской области от 15 декабря 2006 г. № 22-19-И/0576 нецелевым использованием средств, полученных некоммерческой организацией на благотворительность, признается направление этих средств на цели, которые не связаны с благотворительной деятельностью или же противоречат намерениям благотворителя.
Настоящие материалы не могут служить основой для принятия каких‑либо решений в отношении конкретной правовой проблемы. Каждая конкретная правовая проблема должна быть рассмотрена отдельно с учетом всех имеющихся обстоятельств.
Подготовлено международной юридической фирмой «Хоган энд Хартсон ЛЛП» (Hogan & Hartson LLP)
№ 1 (4) 2010
Нецелевое использование средств некоммерческими организациями