Кэрол Уэйсман
«Воспитание детей в духе благотворительности»
Кэрол Уэйсман — всемирно признанный эксперт по вопросам филантропии, фандрайзинга и некоммерческих организаций. Автор нескольких книг. Опубликованный в первом номере журнала перевод одной из глав книги «Воспитание детей в духе благотворительности» вызвал большой интерес читателей. С любезного разрешения Кэрол мы публикуем перевод очередной главы.
www.carolweisman.com
Подарок на день рождения бабушки
Как можно использовать дни рождения, праздники и другие памятные даты для того, чтобы научить ребенка радости дарения?
Однажды на конференции я познакомилась с женщиной по имени Марси, которая рассказала мне поучительную историю о том, как приучить избалованных детей к благотворительности.
«Наши дети росли, ни в чем себе не отказывая, и воспринимали все, что у них было, как данность, — начала Марси. — А уж их собственные дети теперь растут чрезмерно избалованными. Вообще у меня с детьми хорошие отношения, но я не совсем согласна с тем, как они воспитывают моих внуков».
Деборе, внучке Марси, было четыре года, когда Марси решила предпринять попытку повлиять на ее воспитание. Однажды Дебора спросила бабушку о том, что она хочет получить в подарок на день рождения. И у Марси возникла прекрасная идея. Она ответила: «Сделай что-нибудь хорошее для другого человека, а потом нарисуй этот поступок и расскажи мне о нем в мой день рождения». Несколько недель спустя Дебора пришла на день рождения бабушки с необычным рисунком. Она пояснила: «Мама пошла принимать ванну и забыла взять полотенце. И тогда я спустилась в подсобку, чтобы взять полотенце из сушилки. Вот, я нарисовала: я поднимаюсь по лестнице и несу полотенце маме. Вообще-то я боюсь спускаться в подсобку одна, но я пошла».
После этого Марси начала говорить с Деборой о том, что иногда приходится делать вещи, которые тебе делать нелегко, для того, чтобы помочь другим людям. Марси достала шкатулку с семейными реликвиями и показала внучке медаль «Пурпурное сердце», которую получил ее дедушка во время Второй мировой войны. Она рассказала, как дедушка проявил отвагу, защищая людей. А потом сказала, что очень гордится тем, что Дебора смогла побороть свой страх и что дедушка тоже гордился бы ею.
Год спустя Марси и Дебора завели специальный альбом с их общими фотографиями, рисунками и рассказами о разных добрых делах Деборы. Родители с радостью подхватили эту идею и даже предложили свое участие в этом «проекте».
Сейчас Деборе девять. На недавний день рождения бабушки она собрала более 350 кг еды для бездомных и написала историю о том, как люди реагировали на ее просьбу сделать пожертвования, и как ее благодарили в приюте, когда они с папой привезли полную машину еды.
Что касается внука Марси, Джефри, то все попытки приобщить его или его родителей к традиции делать добрые дела на день рождения не удались. Джефри 12 лет, и он увлекается всем, что связано с электроникой. У него три компьютера, сотовый телефон, и он постоянно играет в видеоигры, даже когда вся семья в сборе. «Я беспокоюсь о том, что Джефри оторван от людей и реального мира, — призналась Марси. — Он скорее будет общаться с экраном, чем с живым человеком».
Когда я слушала, с каким отчаянием Марси говорит о своем внуке, мне вдруг пришла в голову идея: «Послушайте, если ваш внук так любит всю эту электронику, то почему бы вам не попросить его создать простой веб-сайт для какой-нибудь небольшой благотворительной организации, которую вы поддерживаете?». Марси неожиданно просияла: «Вы знаете, а ведь Джефри мог бы такое сделать! Мне кажется, я просто просила его не о том. Я хотела, чтобы он учился устанавливать связь с людьми так, как привыкла я, а не так, как удобней ему. Я позвоню ему сегодня же вечером!».
Спустя месяц после этого разговора, когда моя племянница спросила меня, что я хочу на свой день рождения, я попросила ее подарить мне историю о том, как она сделала что-то нужное для другого человека. И этот подарок намного лучше какого-нибудь фруктового геля для душа.
Какие события подходят для того, чтобы приобщить детей к благотворительности и волонтерской работе?
Понятно, что есть дни рождения и главные праздники, такие как Рождество или Новый год. В эти особенные дни ребенка можно попросить в качестве подарка для близких сделать какое-то доброе дело. Но помимо этих праздников есть и другие, которые могут быть важными именно для вашей семьи, и которые также предоставляют ценную возможность научить ребёнка делать что- то хорошее для других.
Пусть ребенок проведет время с дедушкой, который поговорит с ним о своей службе во время войны. Пусть бабушка расскажет, как она работала в военном госпитале. После этого можно попросить ребенка сделать что-нибудь полезное, чтобы отдать дань уважения этому периоду в истории вашей семьи. Например, на День Победы можно вместе с детьми испечь печенье и угостить им ветеранов в местном музее боевой славы.
Как сделать так, чтобы другие взрослые, окружающие моего ребенка, тоже проси- ли его о таких подарках?
Приучайте вашего ребенка звонить родственникам накануне их дней рождений и других праздников и спрашивать, что он может для них сделать.
Часто в таких случаях взрослые теряются и не знают, что ответить. Тогда попросите их просто назвать вид благотворительности, который им наиболее близок. Например, если бабушка религиозна и часто ходит в церковь, можно позвонить туда и узнать, какая помощь им нужна. Может быть, нужно немного посидеть с детьми в церковной школе или разобрать стопку гимнов. Думайте творчески! Придумайте свои оригинальные способы, как можно вовлечь ребенка в общественную деятельность. И не забывайте: чем больше личного участия ребенок принимает в подготовке этой затеи, тем лучше.
Как можно показать ребенку, что филантропия — это важно, когда мы просто покупаем кому-нибудь подарок?
Я обожаю ходить по магазинам и всегда стараюсь делать такие покупки, чтобы поддерживать благотворительные организации. Отличную возможность для этого предоставляют ярмарки сувениров, сделанных детьми из приютов, или акции, когда определенный процент от продаж направляется на нужды благотворительности. В следующий раз, когда вы с ребенком будете выбирать подарки его друзьям, найдите место, где проводятся подобные акции. Объясните ребенку, как работают благотворительные организации и как вы помогаете их миссии, просто совершая покупки.
Что если ребенок не хочет заниматься подобными благотворительными затеями даже после того, как его попросили?
В наши дни у детей не менее загруженное расписание, чем у взрослых: школа, домашние занятия и многочисленные секции. Порой даже родители не всегда знают, что происходит в голове у их ребенка и какие причины могут побудить его отказаться от участия в благотворительности.
Поэтому попробуйте поговорить с ним. Попросите уделить вам всего три часа и провести их так, чтобы это пошло на пользу ему, вам и обществу. Пусть ребенок сам выберет время и то, чем именно он бы хотел заняться. Это может быть заполнение простых документов, расфасовка писем по конвертам или дежурство на телефоне в какой-нибудь начинающей некоммерческой организации; или уборка территории, помощь со стиркой белья в приюте. Если у ребенка совсем нет времени на это после учёбы и даже в выходные, можно подождать до следующих каникул.
Если и подобная тактика не помогает, то можно начать с еще более мелких вещей. Допустим, вы поддерживаете организацию, которая собирает средства в пользу местного зоопарка. Тогда попросите вашего ребенка просто сходить с вами на экскурсию в этот зоопарк. И уже там объясните ему, как зоопарки работают, откуда они берут деньги, и насколько важны для них помощь волонтеров или пожертвования простых посетителей, таких как вы. Чтобы ваш ребенок начал задумываться о важности филантропии, задавайте ему абстрактные вопросы. Например: «Если бы тебе дали миллион долларов при условии, что ты не можешь тратить эти деньги на себя, как бы ты распорядился ими?»
Главная польза таких подарков — в том, что ребенок начинает лучше понимать, какие ценности разделяют его родители, и что такое благотворительность.
Они всегда наблюдают за нами (из заключения к книге)
Вы когда-нибудь замечали, что дети запоминают события по-своему, не обязательно так, как они происходили на самом деле?
Однажды брат моего мужа, Джон, делился с нами своими детскими воспоминаниями о дедушке. Он рассказал, что тот работал главным ветеринаром в зоопарке и умер оттого, что подхватил какую-то болезнь от обезьян. А его жена умерла спустя полгода, потому что не выдержала горя. Тут я возмутилась, потому что по рассказам мамы Джона знала, что его бабушка на самом деле умерла в больнице от туберкулеза.
Сейчас уже не так важно, от чего умерла бабушка Джона — от туберкулеза, или от горя, или от всего сразу. Но эта история хорошо иллюстрирует, как дети по-своему запоминают события. Именно поэтому мы должны как можно чаще объяснять им наши действия. Осознаете вы или нет, но у каждого из нас есть своя философия относительно дарения и благотворительности.
Вот вы подаете милостыню на улицах? Всегда, иногда, никогда?
Известная феминистка Глория Штейман всегда дает деньги бездомным женщинам. У ее матери была шизофрения, и Глория считает, что при другом стечении обстоятельств та могла бы легко оказаться на улице.
Мой старший сын, Тедди, всегда подает милостыню кришнаитам, потому что однажды в студенческие годы они накормили его в Амстердаме, когда ему нечего было есть, а денежный перевод из дома задерживался.
А один мой знакомый из общества анонимных алкоголиков никогда не подает милостыню бездомным на улицах. Он считает, что на эти деньги они только покупают еще больше алкоголя. Однако он делает пожертвования напрямую в приюты для бездомных.
Предположим, вы принадлежите к числу людей, которые не дают милостыню на улице. Наверняка у вас есть на это свои веские причины. Но когда вы гуляете с ребенком, он видит только то, что вы прошли мимо бездомного и проигнорировали просьбу человека о помощи.
Такие моменты очень подходят для того, чтобы научить ребенка чему-то важному. Остановитесь на пару минут и в спокойной обстановке скажите ребенку: «Я всегда/никогда/иногда подаю милостыню, потому что…». Объясните ему вашу философию. И пусть он поймет, что однажды он так же сможет сформировать свое собственное отношение к благотворительности.
№ 3 / 2009
Кэрол Уэйсман
Воспитание детей в духе благотворительности