Геннадий Молчанов
Корпоративная благотворительность: научный подход
Тему корпоративной социальной ответственности уже можно отнести к разряду философских:
общего понимания за много лет так и не сложилось.
Разбирались в ориентирах социальной ответственности участники Первого Международного саммита по корпоративной ответственности бизнеса (КСО), прошедшего в Киеве в начале 2009 года.
Представительный состав участников (более 100 представителей бизнеса, НКО и международных организаций со всей Европы) позволил обстоятельно обсудить разрыв в понимании КСО в западных компаниях и отечественных.
В Европе корпоративная социальная ответственность обычно понимается как вклад компании в устойчивое развитие общества:
• соответствие существующим моральным ценностям (например, не использовать детский труд, не ставить опыты над животными);
• создание компанией новых прорывных технологий и продуктов, которые приносят пользу обществу и одновременно являются частью конкурентного преимущества (например, производство энергосберегающих лампочек).
Как можно догадаться, большинство российских компаний находятся на первых ступенях развития КСО и в силу этого испытывают некоторые сложности с выработкой своей стратегической социальной политики.
Конечно, при желании своевременную выдачу зарплаты своим сотрудникам можно декларировать как добровольно возложенную на себя социальную ответственность, а стандартное предупреждение вроде «Осторожно, горячий продукт» или «Осторожно, мокрый пол» — выдавать за ответственность за здоровье нации, но зачем?
По словам выступившего на саммите Валерия Катькало, декана Высшей школы менеджмента СПбГУ, в поиске ориентиров социальной ответственности мы еще идем на ощупь.
В этой связи интересны результаты опросов общественного мнения, представленные на саммите.
Эволюция КСО
Как вы считаете, что является основной целью реализации стратегии организации в области КСО?*
В кулуарах саммита часто высказывалось мнение, что для российского бизнеса КСО пока является скорее желаемой целью, чем практикой. В большинстве случаев цели корпоративной стратегии достаточно прагматичны и связаны в первую очередь с повышением конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, заботой о деловой репутации.
Что, по вашему мнению, в первую очередь характеризует бизнес как социально ответственный?**
(допускалось три варианта ответа)
Ожидания российского общества от бизнеса довольно скромны. Первые строчки занимают требования, которые являются прямыми обязанностями любой компании.
Какое подразделение вашей компании отвечает за реализацию стратегии в области КСО?*
В соответствии с исследованием европейских профессоров на тему КСО, большое значение в эффективности социальной стратегии имеет то, каким образом построены процессы в компании. В идеале КСО должны заниматься либо все подразделения в рамках своих функций, либо специально созданный Департамент с координирующими функциями.
* опросы Ассоциации менеджеров России, 2007–2008
** опрос ВЦИОМ, 2007
№ 2 / 2009
Геннадий Молчанов
Корпоративная благотворительность: научный подход