Благотворительность в России
Статьи

Дмитрий Ершов
О доверии, налогах и PR

11–12 октября 2008 года Лаборатория исследования гражданского общества Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) провела всероссийский опрос населения на тему «Население и практики филантропии в России: вовлеченность и отношение».

Опрошено 1600 человек по выборке, репрезентирующей взрослое население РФ по полу, возрасту и типу населенного пункта, в котором проживает респондент. Программа исследования, включая инструментарий, разработана Лабораторией исследования гражданского общества ГУВШЭ. Сбор информации осуществлен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Лаборатория исследования гражданского общества Государственного университета – Высшей школы экономики была создана в феврале 2007 года. В лаборатории ведутся исследования по широкому спектру вопросов развития гражданского общества в России в дискурсе социологии, экономики, права, политологии и статистики.

Приглашаем читателей журнала познакомиться с некоторыми результатами исследований, позволяющими по новому взглянуть на благотворительность в нашей стране – без расхожих мнений и стереотипов.

Чего Больше приносит благотворительная деятельность – пользы или вреда?

Польза/Вред


За четыре года россияне стали более лояльно относиться к благотворительности, собственное отношение появилось у большего числа опрошенных.

Кто, в первую очередь, должен заниматься благотворительностью в России, и кто Больше всего ею занимается?

Должен/занимается


Синюю полоску можно назвать ожиданиями, красную – оценкой существующего положения. В впечатляет, что почти треть опрошенных не имеет представления о том, кто в нашей стране занимается благотворительностью и кто должен ею заниматься!

Объяснений может быть два: или благотворительности совсем мало, или мало информации о ней. Второе предположение кажется более справедливым. Обратите внимание: ожидания и оценка реального положения дел разнятся для большинства участников благотворительного процесса в 2–3 раза. 100 процентное совпадение наблюдается только у одной категории – иностранные благотворительные организации.

Такой результат вполне логичен, если принять во внимание профессионально высокий уровень PR активности при проведении западными фондами любых мероприятий.

Если не говорить о семье и ближайших родственниках, приходилось ли вам за последний год оказывать по собственной инициативе помощь, поддержку кому-либо, совершать поступки на благо других людей, заниматься благотворительностью?

не приходилось/приходилось
61 % участвующих в благотворительности – это очень много! Правда, при этом следует учесть, что однозначного и исчерпывающего перечня благотворительных поступков не существует и, скорее всего, сюда вошли и «переводы бабушек через дорогу». Процент занимающихся благотворительностью системно и регулярно, разумеется, меньше. Но при таком высоком потенциале его увеличение – вопрос времени и усилий благотворительных организаций.




При каких условиях вы готовы тратить больше на благотворительность?

условия


Льготы по уплате налогов, оказывается, совсем не самое главное для наших людей! Пожелание себе более высоких доходов понятно и вполне логично. «Личное знакомство», «моральное удовлетворение» и «уверенность в том, что деньги дойдут по назначению» вместе дают львиную долю трудностей – 77 %. Решение проблемы, очевидно, лежит в сфере большей информационной активности
благотворительных организаций.

По вашему мнению, можно ли доверять большинству российских благотворительных организаций?

можно/нельзя


Похоже, вопросы доверия/недоверия благотворительным организациям не так
драматичны, как принято считать. Убежденных противников благотворительных
организаций только 3 процента. Но, вероятно, эти люди вообще никому не верят. А с остальными нужно работать.






№ 1 / 2009
Дмитрий Ершов
О доверии, налогах и PR