Дмитрий Ершов
О доверии, налогах и PR
11–12 октября 2008 года Лаборатория исследования гражданского общества Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) провела всероссийский опрос населения на тему «Население и практики филантропии в России: вовлеченность и отношение».
Опрошено 1600 человек по выборке, репрезентирующей взрослое население РФ по полу, возрасту и типу населенного пункта, в котором проживает респондент. Программа исследования, включая инструментарий, разработана Лабораторией исследования гражданского общества ГУВШЭ. Сбор информации осуществлен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Лаборатория исследования гражданского общества Государственного университета – Высшей школы экономики была создана в феврале 2007 года. В лаборатории ведутся исследования по широкому спектру вопросов развития гражданского общества в России в дискурсе социологии, экономики, права, политологии и статистики.
Приглашаем читателей журнала познакомиться с некоторыми результатами исследований, позволяющими по новому взглянуть на благотворительность в нашей стране – без расхожих мнений и стереотипов.
Чего Больше приносит благотворительная деятельность – пользы или вреда?
За четыре года россияне стали более лояльно относиться к благотворительности, собственное отношение появилось у большего числа опрошенных.
Кто, в первую очередь, должен заниматься благотворительностью в России, и кто Больше всего ею занимается?
Синюю полоску можно назвать ожиданиями, красную – оценкой существующего положения. В впечатляет, что почти треть опрошенных не имеет представления о том, кто в нашей стране занимается благотворительностью и кто должен ею заниматься!
Объяснений может быть два: или благотворительности совсем мало, или мало информации о ней. Второе предположение кажется более справедливым. Обратите внимание: ожидания и оценка реального положения дел разнятся для большинства участников благотворительного процесса в 2–3 раза. 100 процентное совпадение наблюдается только у одной категории – иностранные благотворительные организации.
Такой результат вполне логичен, если принять во внимание профессионально высокий уровень PR активности при проведении западными фондами любых мероприятий.
Если не говорить о семье и ближайших родственниках, приходилось ли вам за последний год оказывать по собственной инициативе помощь, поддержку кому-либо, совершать поступки на благо других людей, заниматься благотворительностью?
61 % участвующих в благотворительности – это очень много! Правда, при этом следует учесть, что однозначного и исчерпывающего перечня благотворительных поступков не существует и, скорее всего, сюда вошли и «переводы бабушек через дорогу». Процент занимающихся благотворительностью системно и регулярно, разумеется, меньше. Но при таком высоком потенциале его увеличение – вопрос времени и усилий благотворительных организаций.
При каких условиях вы готовы тратить больше на благотворительность?
Льготы по уплате налогов, оказывается, совсем не самое главное для наших людей! Пожелание себе более высоких доходов понятно и вполне логично. «Личное знакомство», «моральное удовлетворение» и «уверенность в том, что деньги дойдут по назначению» вместе дают львиную долю трудностей – 77 %. Решение проблемы, очевидно, лежит в сфере большей информационной активности
благотворительных организаций.
По вашему мнению, можно ли доверять большинству российских благотворительных организаций?
Похоже, вопросы доверия/недоверия благотворительным организациям не так
драматичны, как принято считать. Убежденных противников благотворительных
организаций только 3 процента. Но, вероятно, эти люди вообще никому не верят. А с остальными нужно работать.
№ 1 / 2009
Дмитрий Ершов
О доверии, налогах и PR