Дмитрий Ершов
Новый старые сценарии
Седьмая ежегодная конференция Форума доноров «Филантропия нового времени: сценарии развития» прошла в обсуждениях кризиса, его последствий и будущего российской благотворительности.
За семь лет конференция стала известным и уважаемым мероприятием, каждый год собирающим представительный состав участников. В этот раз организаторы решили отказаться от традиционного пленарного заседания, и начало конференции прошло как ток-шоу. Телевизионный формат вполне логично представлял Леонид Парфенов, выступивший модератором дискуссии. Часть участников
поделили на две команды, в каждую из которых вошли представители донорских организаций, социологи и сотрудники НКО. По сценарию команды должны были придерживаться крайних точек
зрения. А предметом обсуждения стали последствия кризиса, необходимость изменения стратегий в новых условиях и возможность консолидации некоммерческого сектора.
Скажем сразу, ожесточенного спора не получилось, как и не удалось выделить в чистом виде крайние позиции. Но дискуссия получилась живой, интересной и весьма познавательной. Буквально за два часа прозвучали все основные мнения и убеждения, циркулирующие в секторе в последнее время.
Кризис — это хорошо
На эту тему был процитирован Грибоедов с его «Пожар способствовал ей много к украшенью». Пользу от экономических потрясений сторонники этой позиции видят в том, что некоммерческие организации перестанут разбрасываться деньгами, переформулируют свои стратегии, будут придумывать концептуальные ходы, чтобы достигать больших результатов с меньшими расходами. Коммерческие структуры, в свою очередь, станут оптимизировать расходы. В итоге они поймут, что не только в бизнесе, но и в филантропии необходимо формулировать четкие цели и думать о стратегиях.
Кризис — это плохо
Потому что нуждающихся людей стало больше, а тех, кому может быть выделена помощь, — меньше. Западный капитал из российской благотворительности практически ушел, отечественные корпоративные доноры сокращают помощь, а это плохо для некоммерческих организаций. Им приходится отказываться от части направлений и программ, что сразу же сказывается на нуждающихся.
Деньги надо давать на проекты
Так считают преимущественно представители коммерсантов: они готовы поддерживать конкретные благотворительные проекты, давая при этом возможность некоммерческим организациям подзаработать, но не более того. Тратить деньги на административную деятельность фондов они считают нецелесообразным.
Деньги надо давать фондам
Эта точка зрения более близка представителям НКО. Они настаивают, что поддерживать нужно именно организации – тогда можно будет говорить и о проектах, которые они осуществляют.
Государство не поддерживает или поддерживает, но мало и не так
Тезис, вызвавший меньше всего дискуссий. В отсутствие иностранной помощи и уменьшения корпоративных пожертвований все ждут более заметного присутствия в секторе государства. При этом высказывается пожелание, чтобы деньги выделялись, но не контролировались.
В благотворительном сообществе существует определенный круг заявлений, которые циркулируют из одной конференции в другую. Поэтому вполне возможно цитировать выступающих, не упоминая их имен. Это шоу не стало исключением. Очевидно, что при желании и в кризисе можно найти положительные стороны. Очевидно, что необходимо выстраивать эффективную благотворительность,- ориентированную на результаты. Очевидно, что нужно выстраивать отношения с государством. Неочевидно, однако, как все это делать.
Если кризисная селекция слишком жесткая и возникают сложности, серьезно влияющие на существование НКО, то, возможно, должна быть программа по их спасению. Если не устраивает (кого?) роль государства во взаимоотношениях с общественными организациями, то, видимо, необходимо сформулировать нужные пожелания и донести их до тех, кто принимает решения. Если есть озабоченность низкой эффективностью, то стоит, например, подумать о создании консалтинговой организации, способной выстроить систему оценки результативности благотворительных фондов не хуже тех, что применяются в бизнесе. Если есть позиции, которые важно отстаивать, то должны существовать разнообразные объединения. Бизнесу такие сценарии хорошо известны, благотворительности же эту науку еще только предстоит осваивать.
Вторая часть конференции состояла из работы секций. Усилиями организаторов в каждой из них была создана возможность познакомиться с новыми тенденциями, проблемами и успехами
некоммерческого сектора.
На секции по взаимодействию НКО и бизнеса участники вместе с докладчиками выявляли особенности работы подразделений, занимающихся корпоративной социальной ответственностью.
По теме стратегического управления благотворительностью были представлены проекты консалтинговых компаний, которые помогают бизнесу построить эффективную и продуманную политику в области филантропии. Будучи дорогостоящим удовольствием, практика разработки стратегии в этой сфере пока не очень распространена в России. Однако она может быть востребована в организациях, которые готовы сделать благотворительность неотъемлемой частью своей системы корпоративных ценностей.
На соседней секции разгорались споры о том, что такое качественная социальная реклама: у каждого было свое видение. По мнению экспертов, рынок социальной рекламы в России повторяет путь развития американского рынка, только с запозданием лет на 10–20.
Там уже отошли от шоковой рекламы, которая считается неэффективной. В России же эпатаж все еще помогает выделиться из общей массы.
В секции по правовой грамотности НКО обсуждались возможные ошибки в отчетности НКО и неточности в трактовке законодательства. Детально обсуждался правовой аудит для грантодающих организаций. Юристы разбирали случаи, когда отсутствие проверки грантозаявителей приводило к проблемам и для фондов, и для тех, кто с ними
сотрудничает.
Будущее благотворительности за социальными технологиями, доказывали участники другой секции. Относительно новое явление для российской благотворительности становится более значимым, и сделанные доклады об опыте социального проектирования вызвали живой интерес.
На одной из секций участники конференции искали ответ на вопрос «Как развиваться фондам местных сообществ?» Основные предложения сводились к необходимости стратегического планирования.
В итоге, очередной форум доноров не избежал стандартной ситуации многих конференций, когда открывающая часть оказывается заклинательной, а практическая — достойной всяческих похвал.
№ 3 / 2009
Дмитрий Ершов
Новый старые сценарии