Дмитрий Ершов
Бабушка-ОнЛайн
Авторы проекта «Бабушка-ОнЛайн» удивляют сразу. Они не специалисты в компьютерах, но именно они первыми стали массово вовлекать людей пожилого возраста в освоение виртуальной реальности. Они не профессионалы в PR-технологиях, но именно они получили специальный приз Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» и Национального благотворительного фонда за лучший PR-проект 2009 года в сфере благотворительности.
Многим экспертам престижного пиаровского конкурса было интересно посмотреть на представителей Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников. Их проект после первого же голосования вошел в список 15 лучших конкурсных работ. Наряду с проектами компаний «Комстар», «Мегафон», «Скай Линк», «ВТБ Капитал», «КЭС Холдинг». С идеей, вызывающей симпатию, и нулевым бюджетом (в отличие от конкурентов) на кампанию по ее продвижению.
На презентации проекта их было двое — Ася Константиновна Нестеровская и Николай Иванович Тесалов, они выступали не без волнения и очень искренне. На экране в это время фоном шли сюжеты многочисленных информационных программ, рассказывающих об интересном питерском проекте.
От телефонного справочника в интернет-пространство
Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников известна в Санкт-Петербурге своими социальными программами. Их телефон есть в «Желтых страницах» и справочной службе «09». Может быть, кто-то из молодежи и забыл о существовании подобных источников информации, но для пожилых людей они подчас единственные. В Ассоциацию постоянно звонили и задавали вопросы социального характера — «где найти»: лекарства, информацию о колясках, как оформить список документов на получение блокадного удостоверения, спрашивали о консультации юристов и психологов…, а социальные работники, никому не отказывая, обзванивали инстанции или искали необходимые сведения в Интернете.
— Мне стало ясно, что поиск социальной информации в Интернете сильно упрощает жизнь и экономит время,— рассказывает Ася Нестеровская.— Я начала опрашивать всех, кто звонил, не хотят ли они научиться пользоваться компьютером и Интернетом. Выяснилось, что желающих много. Но есть проблема — пожилые люди опасаются идти в обычные классы учиться вместе с молодежью, чтобы не показывать свой страх перед компьютером. Тогда я спрашивала, пойдут ли они учиться, если в классе будут люди только одного с ними возраста, и все соглашались.
Так появилась идея компьютерных курсов для пожилых пользователей.
Что делать, когда денег нет
Первая презентация программы «Бабушка-ОнЛайн» была проведена в октябре 2008 года и посвящена Дню пожилого человека. Дату выбрали неспроста, что- бы привлечь внимание средств массовой информации. И, надо сказать, не прогадали. Телевидение и печатные издания дали сюжеты и статьи. В течение первой же недели количество желающих обучаться перевалило за тысячу и с тех пор постоянно увеличивается. Однако с финансированием сразу же обозначились сложности — понятно, что Интернет никак нельзя назвать предметом первой необходимости и у органов соцзащиты есть куда более актуальные статьи расходов. С первого дня программа существует и действует исключительно на общественных началах. Обучающие классы оборудовали своими силами, принимая компьютерную технику в дар от друзей и знакомых. Использовали организующую и направляющую силу Интернета. По форумам и блогам разослали предложение приносить в Ассоциацию ненужные комплектующие (мониторы, клавиатуры, платы памяти и т. п.)
Сначала курсы проводились в помещении самой Ассоциации с целью учета всех нюансов обучения пожилых людей и разработки методической базы. Затем было принято решение об использовании площадок из социального фонда для обучения компьютерной грамотности, для чего заручились поддержкой комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Ведь помимо денег у чиновников есть много возможностей помочь: где-то в предоставлении помещений, где-то — в организации мероприятий, где-то — информационной поддержке. И первый договор о партнерстве заключили с Городским обществом блокадников.
Проявили интерес к проекту и бизнесмены. Компьютерная фирма «АРУТЕК» подарила Ассоциации компьютеры для нового класса, сеть интернет-центров CAFEMAX предложила для занятий свой конференц-зал на Невском проспекте. Сейчас там обучается как люди пожилого возраста, так и люди с ограниченными возможностями (по слуху), в каждой группе — в среднем 15 человек. К началу 2010 года Ассоциация открыла еще 12 новых компьютерных классов в семи районах Санкт-Петербурга, доведя их число до 20, но их все равно не хватает — по самым скромным подсчетам, на сегодняшний день база желающих обучаться составляет более 5 тысяч человек.
Внуки-онлайн
Первое знакомство с Интернетом происходит с помощью инструктора- добровольца из числа студентов. Упражнение «Найди себя в Интернете» обычно поражает учеников. Инструктор сообщает новичку: «Мы нашли 345 страниц, где упоминается ваша фамилия». И не сразу поймешь, как могло так оказаться — человек и не знал, что такое Интернет, а там уже про него что-то есть.
Молодежь учит пожилых петербуржцев работать с текстовыми файлами, писать электронные письма, искать важную информацию, ориентироваться в блогах и даже создавать собственные страницы и сайты.
— К нам на курсы люди приходят по собственному желанию, и они очень хотят научиться,— рассказывает Ася Нестеровская.— Поэтому, несмотря на то, что иногда объяснения приходится повторять несколько раз, в силу усидчивости и желания, основы компьютерной грамотности осваиваются успешно. Одна ученица стала переписываться с дочерью во Франции, другие ученики научились создавать свои странички, находят одноклассников, которых не видели десятки лет, общаются, обмениваются рецептами.
Разработкой учебных программ, как и преподаванием азов компьютерной и Интернет-грамотности занимаются добровольцы — студенты старших курсов технических вузов Санкт-Петербурга. Добровольческий клуб создан на базе Ассоциации. С первых дней реализации программы, в Ассоциации заработал технический отдел, в задачи которого входит подготовка оргтехники для классов и не только. Проект «Бабушка-ОнЛайн» предусматривает установку компьютеров и настройку Интернета дома у инвалидов. Вообще, молодые добровольцы — это обязательная часть программы. Так создаются условия для общения поколений. С взаимной, кстати, выгодой. Пока молодые люди объясняют бабушкам и дедушкам особенности техники, те, в свою очередь, помогают учителю освоить навыки публичного общения, доброжелательно поправляют, делятся своим житейским опытом.
Последователи
Успех проекта на конкурсе «Серебряный Лучник» не случаен. Информационная составляющая проекта впечатляет: 46 публикаций в прессе, 25 сюжетов на телевидении, 28 сообщений на радио, сотни презентаций проекта для представителей власти и заинтересованных в партнерстве организаций. Добрую славу создают и выпускники курсов,
которые регистрируются в социальных сетях и активно пропагандируют проект на своих страничках.
За очень короткое время проект приобрел всероссийскую известность.
В Ассоциацию поступают предложения помочь в организации таких же курсов в Москве, Подольске, Ижевске, Саратове, Тамбове, Уфе.
— Самый главный успех проекта — в том, что он продолжает развиваться,— считает Ася Нестеровская.— База данных желающих учиться постоянно пополняется, открываются новые классы, и городские власти уже не надо убеждать, все стараются помочь.
Оценил необыкновенную популярность «Бабушек» и бизнес. Хороший опыт перенимается быстро.
Были и недобросовестные попытки клонировать проект — появился сайт с очень похожим названием, но с одним серьезным отличием: там за обучение пенсионерам предлагается заплатить.
Готовясь к участию в конкурсе «Серебряный Лучник», в Ассоциации подсчитали экономику проекта. Получилось, что по рыночным расценкам суммарная стоимость проведения презентаций, пресс-конференций, других мероприятий составила бы не менее 2 миллионов рублей (при этом не делалась оценка самого проекта, компьютерного и программного обеспечения, стоимость аренды и труда преподавателей). Однако все было сделано добровольцами с помощью спонсоров и поддержки правительства Санкт-Петербурга.
На церемонию награждения специальным призом авторы проекта пришли в прекрасном настроении — с утра в этот день они договорились с российским представительством «Майкрософта» о предоставлении новейшего программного обеспечения.
Когда зашла речь о том, как будут развиваться «Бабушки» дальше, Ася Нестеровская поделилась собственной формулой успеха:
— Нам предлагают отдать проект целиком под заботу чиновников или коммерческих компаний. Мы этого не сделаем. Ни государство, ни бизнес с нашим проектом не справятся. Государство не сможет обеспечить такую помощь добровольцев, какую обеспечиваем мы. Вряд ли люди будут охотно отдавать компьютеры под госпрограмму, а нам отдают. Ни один бизнес не сможет собрать деньги под такой проект, потому что ему придется платить за все и вкладывать только свои средства, а мы можем привлекать деньги многих. Ну и потом — нам нравится то, что мы делаем!
№ 1 (4) 2010
Дмитрий Ершов
Бабушка-ОнЛайн