Благотворительность в России
Фото
Статьи

241

Благотворительность, кризис и товары класса люкс

Европейские и американские благотворительные фонды не без тревоги обсуждают  возможные последствия мирового финансового кризиса. Их опасения вполне естественны: западные финансовые институты, в первую очередь банки, традиционно являются самыми щедрыми корпоративными донорами.

Как финансовые организации поведут себя перед угрозой банкротства и как их действия отразятся на благотворительных программах, предсказать несложно. Уже 40% британских благотворительных фондов констатировали спад активности крупных доноров в течение года, и еще 20% ожидают дальнейших негативных последствий кризиса. С частными пожертвованиями не все так однозначно.

Снижение реальных доходов заставляет прагматичных европейцев и американцев затянуть пояса потуже и сократить расходы на коммунальные платежи, одежду, рестораны и развлечения, а также, как можно было бы предположить, и на благотворительность. С учетом того, что в Европе и Америке доля частных пожертвований в финансировании третьего сектора очень велика – до 70-80%, следование этой логике неизбежно приводит к грустным прогнозам. Между тем, опросы общественного мнения и специалистов в области фандрайзинга оптимистичны. Конечно, делать ставку на корпоративных доноров уже не приходится, но рассчитывать на частных благотворителей фонды по-прежнему могут. Проведенные опросы показывают, что ожидаемое сокращение мелких частных пожертвований составит не более 10%, а крупные частные жертвователи подтверждают свою готовность оказывать поддержку фондам в прежних объемах. Опыт фандрайзинга в разных странах показывает, что мотивация частных доноров в кризисные времена только усиливается.

Благотворительным организациям нужно только уделять им больше внимания и времени, уметь профессионально доносить до аудитории эффективность той или иной акции и своей деятельности в целом. Ведущие специалисты в области филантропии и благотворительности отмечают, что успешность сотрудничества с донорами всегда зависела от личных контактов, а никак не от экономической ситуации. По данным британских экономистов, частная благотворительность по своему «рыночному поведению» сопоставима с товарами класса «люкс», а эта категория практически не подвержена конъюнктуре.

По материалам зарубежной прессы
(декабрь 2008 года)


№ 1 / 2009
Благотворительность, кризис и товары класса люкс