Благотворительность в России
Фото
Статьи

Анна Мисаилова,
Виктор Трифонов
Принцип доктора Перрона

Лошади лечат. Факт сам по себе удивительный, но уже заслуживший доверие. В 150 странах мира лошади лечат миллионы инвалидов. Далеко не все расширяют свои физические возможности, но почти все обретают очень важное качество — уверенность в себе и своих способностях.

Возможности иппотерапии (от греч. hippo — лошадь) обсуждаются давно, а число ее последователей растет год от года. Как это происходит? Иппотерапевт разрабатывает упражнения для больного, ориентируясь на его личностные особенности. Специально обученный инструктор по лечебной верховой езде сопровождает больного во время выездки. Всадник управляет лошадью самостоятельно, пользуясь лишь минимальной помощью со стороны.

Известно, что общение с животными хорошо влияет на больных. Одно уже присутствие кошки или собаки вызывает массу позитивных эмоций, и человек чувствует себя легче. В случае с лошадью все куда интереснее. Помимо психологического эффекта начинает действовать эффект физиологической стимуляции. Шаг лошади совпадает с сокращениями мышц наездника самым естественным образом, как при ходьбе. И если для здорового человека это просто нагрузка, то для больного с ограниченными возможностями — целебная процедура. Начинают работать мышцы, которые сложно задействовать каким-либо другим способом. Причем эффект этот проявляется при выездках именно на лошадях, а, скажем, на пони его достичь не удается.

Первым научное обоснование воздействия иппотерапии на организм дал в конце XIX столетия французский доктор Перрон. Он доказывал, что занятия верховой ездой активизируют двигательные и дыхательные функции, а также кровообращение. Доктор настойчиво рекомендовал новый вид лечения. С его легкой руки иппотерапию стали признавать.

Лечебными выездками дело, как правило, не ограничивается. Очень скоро больные, почувствовав уверенность, начинают участвовать в соревнованиях. Существует несколько направлений конного спорта для инвалидов, различающихся уровнем требований и спецификой тестов, разной продолжительностью выступлений. Но при этом спорт остается спортом, иногда единственно доступным.

На этих соревнованиях не ревут трибуны, да и людей бывает совсем немного. Два десятка зрителей, экипаж скорой помощи. И полная тишина в гулком манеже. Звуки, особенно резкие, недопустимы: шума могут испугаться лошади, а на них хрупкие седоки. Мы стали свидетелями турнира на Открытом Кубке Москвы по конному спорту для лиц с ограниченными возможностями имени Петра Гурвича. В соревнованиях участвовали дети с синдромом Дауна, аутизмом, детским церебральным параличом. Человек, именем которого назван турнир, Петр Гурвич — первый исполнительный директор организатора Кубка — Московского конноспортивного клуба инвалидов.

Глядя, с какой строгостью судьи оценивают спортсменов, сначала теряешься. Потом понимаешь, как это важно для самих детей. Любая поблажка может быть воспринята как уступка, что само по себе обидно.

Поездки в клуб юные спортсмены всегда ждут с нетерпением. Надо понимать, что любое общение им дается с трудом и зачастую ограничивается кругом родных и близких. И со сверстниками все непросто. Здесь же ребят окружают заботой и вниманием, радуются каждому их, пусть незначительному, успеху.

Дети-инвалиды обычно медленно адаптируются к окружающему, но к лошади привыкают быстро. Конечно, лошадей для тренировок выбирают особенно тщательно. Они должны отличаться отменным здоровьем и спокойствием, а также обладать широким и ритмичным шагом. Врач-невропатолог, работающий в клубе, следит за состоянием ребенка и ходом тренировок. А главная задача тренера не только научить, но и вдохновить. Занятия в клубе дают возможность людям с ограниченными возможностями самореализоваться и поднять свою самооценку, ведь и родители, и знакомые начинают смотреть на них по-другому. Происходит то, что психологи называют социальной адаптацией. Проще говоря, ребенок начинает чувствовать себя комфортно не только дома, но и на улице, в школе. Ему есть чем гордиться.

При подготовке к турниру спортсмены разучивали определенные маршруты, учились ориентироваться по буквам-указателям. Порой в силу своих ограничений они не могли запомнить нужную последовательность, и только постоянные занятия и терпение тренеров помогли добиться результата. Зато сколько радости вызывают удачные выезды.

Благодаря особой системе деления на группы, награды достаются практически всем участникам. Это очень справедливо и нисколько не умаляет спортивного духа состязания. Тут больше соревнование с самим собой, преодоление ограничений. А по-другому и быть не может, потому что проигравших среди участников нет — все они уже победили, придя в клуб.


№ 1 (4) 2010
Анна Мисаилова,
Виктор Трифонов
Принцип доктора Перрона